Воскресенье, 18.04.2021, 00:05
MБДОУ "Детский сад №40 "Калинка"

 РАОП - 3

Меню сайта
Поиск
Вход на сайт
Календарь
«  Апрель 2021  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930
Архив записей
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz
  • Педагогическая практика "Приёмы проблемного обучения на занятиях по ознакомлению детей с художественной литературой"

    МАТЕРИАЛЫ ПРАКТИКИ:

    Мастер класс для педагогов

    Сценарный план педагогического мероприятия для подготовительной группы по ознакомлению с художественной литературой

    Книжка с секретом (фото)

    Приёмы проблемного обучения на занятиях по ознакомлению с художественной литературой

    Поротникова Наталья Алексеевна,

    воспитатель МБДОУ

    «Детский сад №40 «Калинка»

     

    В эпоху компьютерных игр, телевидения  и обилия игрушек дети всё меньше и меньше интересуются художественной литературой.  Однако, не стоит забывать, что чтение художественной литературы влияет на культурное развитие ребёнка и формирует его речь. Наша задача – научить ребёнка владеть речью, как средством общения и культуры. Значит, надо сформировать устную речь детей на таком уровне, чтобы они не испытывали трудностей в установлении контактов со сверстниками и взрослыми, чтобы их речь была понятна окружающим. Мы формируем правильную устную речь детей на основе овладения ими литературным языком русского народа. Поэтому так важно, чтобы ребёнок слышал такую речь.

    Интересны ли детям занятия по ознакомлению с художественной литературой?

    Обычно, при ознакомлении с художественной литературой, педагоги используют в качестве основного приёма обучения – чтение. Наблюдая за детьми, я заметила, что после прочтения произведения дети пересказывают прочитанное неохотно, с небольшими изменениями, их рассказы бедны, лексический запас слов совсем мал. Но главный недостаток, то, что ребёнок сам не строит рассказ, а повторяет только что услышанное, поэтому другим детям слушать становится скучно и неинтересно.

    Как заинтересовать детей, как сделать так, чтобы ребёнок не только слушал, но и понимал смысл прочитанного, понимал язык художественных образов, разбирался в том, что хотел передать автор. Как же этого добиться?

    «Нужно так поставить вопрос, чтобы поиски ответа на него требовали напряжения мысли, вдумчивого отношения к прочтению текста», - говорил Е.Н.Ильин.

    «Главное поставить вопрос, а не дать ответ. Потому что правильно поставленный вопрос – уже надежда на поиски ответа» - слова А.С.Кончаловского.

    Уметь ставить вопросы и искать пути их решения – основа проблемного обучения. Именно проблемное обучение способствует активизации познавательной деятельности дошкольников, а также формированию их способности к самообучению, к творческой деятельности.

    Анализируя свой опыт работы по ознакомлению детей с художественной литературой,  я пришла к выводу, что нужно искать новые формы, методы работы, так современные дети постепенно утратили интерес к книге и к чтению. С чем же это связано, ведь ещё в ясельном возрасте ребёнок с удовольствием  слушал сказку про «Колобка» и «Курочку Рябу», рассматривал книжки, просил почитать. Суть моей практики в том, чтобы повысить интерес детей дошкольного возраста к произведениям художественной литературе. В связи с этим активно применяю в своей работе различные методы и приёмы проблемного обучения, которые способствуют возникновению у ребёнка интереса к книге.

    Наиболее активно использую в своей работе следующие приёмы проблемного обучения:

    Работа с текстом до чтения

    Прежде чем прочитать детям книгу, показываю её, прошу детей предположить, кто главный герой книги, как может называться книга?

    Этот приём называется: Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).

    Развитие критического мышления: чтение с остановками

    Выбирая для чтения литературное произведение, я размечаю его на отрывки. Важно, чтобы каждый отрывок был логически законченным, при этом давал простор для воображения: "А что же будет дальше?".

    При чтении, во время каждой запланированной остановки спрашиваю у детей: «Как вы думаете, что будет дальше? Почему вы так думаете?». Дочитав произведение, мы обсуждаем сходства и различия версий детей с версией автора.

    Например, читая сказку «Три поросенка», во время первой остановки, задавала вопрос: «Почему Наф-Наф решил построить дом?». Ответы детей на этот вопрос способствовали не только речевому развитию, но и закреплению знаний о признаках и явлениях времен года. Следующие остановки сопровождались вопросом: «Как вы думаете, устоит ли дом Нуф-Нуфа (Наф-Нафа, Ниф-Нифа)? Почему?». Данный вопрос способствовал не только предположению детьми дальнейших событий, но и закреплению знаний о свойствах различных материалов.

    Выслушивая мнения детей, обращаю их внимание на то, что отвечать на вопрос нужно красивым и полным предложением и конечно, высказывая свою точку зрения, необходимо объяснить, почему он думает именно так.

    «Кубик Блума»

    Методика использования «Кубика Блума».

    Куб, на гранях которого написано: «Назови», «Почему», «Объясни», «Предложи», «Придумай», «Поделись».

    Возможны два варианта:

    1. Вопросы формулирует сам педагог. Это более лёгкий  способ, используемый на начальной стадии – когда необходимо показать детям примеры, способы работы с кубиком.
    2. Вопросы формулируют сами воспитанники. Этот вариант требует определённой подготовки от детей, определённого навыка.

    «Назови» - это самые простые вопросы. Ребёнку предлагается просто назвать предмет, героя, явление, термин и т.д.. Пример: «Назови героя, который убежал из дома», «Назови сказку, в которой героиня носила красную шапочку ».

    «Почему» - этот блок вопросов позволяет сформулировать причинно-следственные связи, то есть описать процессы, которые происходят с указанным предметом, явлением. Пример: «Почему Наф-Наф решил построить дом?», «Почему Красная Шапочка пришла к бабушке позже волка?»

    «Объясни» - это вопросы уточняющие. Они помогают увидеть проблему в разных аспектах и сфокусировать внимание на всех сторонах заданной проблемы. Пример:

    «Объясни, почему Колобку удавалось от всех убежать?», «Объясни, почему Колобок от всех героев убежал, а от лисы не сумел?»

    «Предложи» - ребёнок должен предложить свою задачу, которая позволяет применить то или иное правило. Либо предложить своё видение проблемы, свои идеи. То есть объяснить, как использовать то или иное знание на практике для решения конкретных ситуаций. Пример: «Предложи, как бы ты поступил на месте Красной Шапочки? Колобка?»

    «Придумай» - это творческие вопросы, которые содержат в себе элемент вымысла, предположения. Пример: «Придумай свою версию концовки сказки», «Придумай, как спастись Колобку от лисы»

    «Поделись» - это вопросы для активации мыслительной деятельности детей, учит их анализировать, выделять факты и следствия, оценивать значимость полученных сведений, акцентировать внимание на их оценке. Вопросам этого блока желательно добавить эмоциональную окраску, то есть сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах детей, их эмоциях, которые вызваны названной темой. Пример: «Что чувствовал Волк, когда Колобок от него убежал?», «Когда читали отрывок про то, как Маша заблудилась, я чувствовала…», «Мне очень понравилась сказка, потому что…»

    Перепутанные логические цепочки

    Можно использовать для этого старые книжки с иллюстрациями. Каждая иллюстрация на отдельном листе. Листы перетасовываются. Детям предлагается восстановить правильный порядок.  Обращается внимание на порядок событий при чтении текста.

    Закончи фразу

    Детям предлагается незаконченная фраза, которую необходимо закончить, пользуясь знанием содержания текста.

    Лови ошибку!

    Предлагая текст, воспитатель намеренно допускает в нём ошибки. Сначала, дети заранее предупреждаются об этом. Иногда, им можно даже подсказать “опасные места” интонацией или жестом. Научите детей мгновенно реагировать на ошибки.

    Сказка: Владимир Сутеев "Яблоко"

    Стояла поздняя (ВЕСНА) осень. С деревьев давно облетели листья, и только на верхушке дикой яблони ещѐ висело одно единственное яблоко. В эту (ВЕСЕННЮЮ) осеннюю пору бежал по лесу Заяц и увидел яблоко.

    Но как его достать? Яблоко (НИЗКО) высоко висит — не допрыгнешь!

    Сундук сказок

    В сундук складываются предметы из сказок: корзинка с пирожками («Красная шапочка» Шарль Перро), мышка («Курочка Ряба», «Теремок», «Репка»), печка («Гуси лебеди»), скалка (р.н.с. «Лисичка со скалочкой»),  ёжик (белорусская н.с.«Пых») и т.п.. Можно загадывать загадку о предмете, который воспитатель достаёт из сундука. Достав предмет, вспоминаем, из какой сказки этот герой или предмет, что с ним происходит. Этот приём лучше всего использовать после прочтения серии сказок, например, когда читали русские народные сказки или сказки народов севера и другие.

    Книжка с секретом

    Этот приём хорошо использовать при пересказе произведения близко к тексту. Необходимо подготовить 2 книги, одна с текстом, вторая без текста, коробка с двойным дном. Книги готовятся заранее, можно изготовить их, распечатав на принтере: одна книга с текстом и иллюстрациями, другая – в точности такая же, но без текста. Когда с детьми прочитали книгу несколько раз, рассмотрели иллюстрации, в удобный момент книги меняются. Остаётся такая же книга, но без текста. Дети высказывают предположения, куда делся текст. Но проблема в том, что книгу нужно вернуть с текстом. Тогда дети начинают вспоминать текст, стараясь пересказать как можно точнее.

    При реализации практики выяснилось, что родители мало читают детям, а если читают, то не беседуют с детьми о прочитанном.  Хотя с ранних лет у детей есть интерес к книге, к чтению, но с возрастом этот интерес постепенно угасает. Сегодня педагогу необходимо постоянно искать новые интересные актуальные приёмы работы с современными «цифровыми» детьми, а это сделать очень нелегко. Также необходимо работать с родителями, постепенно донося до их сознания важность и необходимость приобщения ребёнка к чтению художественной литературы.

    Советы родителям:

    • Прививайте интерес к чтению с раннего возраста, читайте детям каждый день.
    • Прежде чем читать детям произведение, обязательно ознакомьтесь с ним.
    • Продумайте вопросы, которые будете задавать детям.
    • Запишите своё чтение на диктофон и прослушайте. Сейчас очень много произведений, которые читают актёры – найдите и послушайте сами, попробуйте прочитать так же.
    • Обязательно рассказывайте детям небольшие интересные истории из биографии автора прочитанной книги.
    • До или во время чтения произведения объясните детям значение незнакомых слов.
    • Воспитывайте бережное отношение к книге, демонстрируя книжные реликвии, книги своего детства.
    • Можно с детьми обыграть произведение, нарисовать свои иллюстрации, развернуть сюжетно-ролевую игру, устроить музей проживания одного произведения.