Суббота, 17.04.2021, 23:51
MБДОУ "Детский сад №40 "Калинка"

 РАОП - 2

Меню сайта
Поиск
Вход на сайт
Календарь
«  Апрель 2021  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930
Архив записей
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz
  • Педагогическая практика "Коучинг-сессия «Искусство говорить…» как технология персонифицированной поддержки в формировании образцовой речи педагога"

    МАТЕРИАЛЫ ПРАКТИКИ:

    Семинар "Искусство общения с родителями"

    Семинар  "Искусство говорить"

    Педагог проводит мастер класс тщательно следя за своей речью (видео фрагмент)

    Коучинг-сессия «Искусство говорить…» как технология персонифицированной поддержки в формировании образцовой речи педагога

     

    Белошапкина Светлана Викторовна,

    старший воспитатель

    МБДОУ «Детский сад №40 «Калинка»

    Педагог начинается с риторики – науки о речи, о грамотной, влиятельной речи авторитетного человека. У владеющего педагогической риторикой не может быть сорвано занятие. Ведь умение вести занятие – это значит умение вести за собой. Без сомнения, знание основ риторики общения, практическое их применение позволяет педагогу приобрести чувство уверенности и стать более «раскованным» и коммуникабельным. Только человек, свободно владеющий родной речью и логикой, может добиться успехов в жизни и в своей профессиональной деятельности, поэтому овладение искусством общения, искусством слова, культурой устной и письменной речи жизненно необходимо педагогам.

    Кроме того, от культуры речи воспитателя зависит культура речи детей. Помня об этом, воспитатель должен считать профессиональным долгом совершенствование своей речи. Речь воспитателя легко воспринимается и понятна детям в том случае, если в ней точно подобраны слова, грамматически верно построены фразы.

    К сожалению, у многих педагогов при взаимодействии с детьми и коллегами преобладает разговорный стиль общения. Зачастую педагоги не обращают внимания на различного рода речевые ошибки, часто допускают их в своей речи («ложит» вместо кладёт, «колидор» вместо коридор, «придумай слово» вместо вспомни, назови и т.д.). Речь педагогов засорена лишними словами (ну, вот, значит и др.), иногда в речи встречаются диалектизмы (снег «падат» вместо падает), просторечные выражения (садися, ложися).

    Неотъемлемой частью профессиональной деятельности педагога ДОУ являются публичные выступления на различных семинарах, конференциях, педагогических советах, а также на родительских собраниях. Такие выступления – разновидности коммуникации, позволяющие установить интеллектуальный и эмоциональный контакт с большим количеством людей. При присутствии на публичных выступлениях коллег приходит понимание, что у них существуют некоторые затруднения. Педагоги недостаточно профессионально формулируют текст своего выступления, демонстрируют эмоциональное напряжение, не могут сфокусировать внимание слушателей.

    Общеизвестно, что современные специалисты в области дошкольного образования по роду своей деятельности занимаются оформлением деловых бумаг: технологических карт, отчетов. Зачастую педагоги знакомы с основами делопроизводства, но не владеют в нужной мере культурой деловой письменной речи, что является одним из показателей их недостаточной профессиональной компетентности.

    В образовательном процессе дошкольной образовательной организации практически не ведется работа по совершенствованию письменной речи в сфере профессиональной деятельности воспитателей (выполнение тестов, направленных на выявление уровня владения орфографическими, грамматическими и пунктуационными нормами; написание диктантов) с целью проверки знаний в области русского языка и сформированности умений грамотно излагать свои мысли на бумаге).

    В настоящее время состояние речевой культуры современных воспитателей дошкольных образовательных организаций не удовлетворяет возрастающим требованиям устного и письменного общения. В письменной форме воспитатели выражают свои мысли однообразно и не всегда грамотно. Для решения данной проблемы необходимо формировать у воспитателей умения и навыки письменной речи, поскольку именно письменная речь помогает закрепить навыки и умения устной речи, эффективней овладеть системой графических символов языка.

              С целью повышение уровня коммуникативной компетентности и профессионализма воспитателей детского сада посредством овладения знаниями и умениями в области риторики, культуры речи был разработан проект совместно с Центральной городской библиотекой им. А.П. Чехова МБУК «Централизованная библиотечная система».

              Для решения данной проблемы были поставлены следующие задачи:

    1. Привлечь к участию в проекте партнёров – специалистов Центральной городской библиотеки им. А.П. Чехова МБУК «Централизованная библиотечная система».
    2. Способствовать  добровольному участию педагогов и специалистов ДОУ в процессе повышения уровня культуры речи и профессиональной компетентности в общении с детьми, родителями, коллегами. Снять эмоциональное напряжение и психологические зажимы у педагогов ДОУ, создав комфортные условия и благоприятную психологическую атмосферу.
    3. Закрепить знания педагогов о риторике и культуре речи.
    4. Повысить уровень культуры устной и письменной речи педагогов ДОУ.
    5. Повысить уровень ораторского искусства педагогов ДОУ.
    6. Обобщить опыт работы с педагогами ДОУ по программе «Искусство говорить…»,  оформив  его в виде методического пособия.

    Проект включает в себя 3 этапа: подготовительный, практический и заключительный.

    Подготовительный этап предполагает:

    • сбор информации по теме, анализ и обобщение материала.
    • создание рабочей группы по сопровождению проекта.
    • привлечение специалистов Центральной городской библиотеки им. А.П. Чехова МБУК «Централизованная система» к активному участию в проекте.
    • разработка программы проекта и конспектов обучающих занятий, дидактических материалов для педагогов.
    • формирование группы педагогов ДОУ для обучения по программе «Искусство говорить…».
    • входное анкетирование для слушателей курса «Искусство говорить…»
    • мониторинг уровня коммуникативной компетентности педагогов ДОУ по материалам проведённого анкетирования.
    • проведение для педагогов психологических тренингов, направленных на снятие психологических зажимов и эмоционального напряжения.

    (Велигорская Е.В., педагог – психолог МБДОУ «Детский сад № 55 «Радость» г. Лесосибирска)

    Практический этап включает в себя 5 блоков: 

    1. Блок «Искусство говорить с детьми»

    Этот блок будет направлен на культуру речи педагога как важнейший фактор развития правильной речи детей, а также на развитие навыков выразительного чтения.

    1. Блок  «Искусство говорить с родителями»

    Блок направлен на развитие культуры речи педагога при общении с родителями. Будет проведён семинар – практикум «Моделирование педагогических ситуаций».

    1. Блок «Искусство говорить с коллегами»

    Здесь речь пойдёт о том, что такое риторика и должен ли педагог ДОУ ею владеть, а также будет проведено несколько практикумов  на развитие ораторского искусства и профессиональной коммуникации педагогов.

    1. Блок «Культура письменной речи»

    Включает в себя теоретическую и практическую часть по совершенствованию  педагогами культуры письменной речью.

    1. Блок «Читая авторов, которые хорошо пишут, привыкаешь хорошо говорить» (Вольтер)

    Здесь педагогам будет представлен обзор книг современных писателей. Именно книга – является основным рычагом формирования грамотной устной и письменной речи педагога.

    На заключительном этапе проведён семинар «Риторика и культура речи в профессиональной деятельности педагогов ДОУ», анализ результативности проекта на основе итогового анкетирования. Опыт работы с педагогами во время коучинг-сессии обобщён, систематизирован и оформлен в виде методического проекта.

    В результате проделанной работы  педагоги повысили знания по  риторике и культуре речи, повысился уровень культуры устной и письменной речи, повысился уровень профессиональной компетентности педагогов в общении с детьми, родителями и коллегами, повысился уровень культуры устной и письменной речи, повысился уровень ораторского искусства педагогов ДОУ, возрос процент участия педагогов в профессиональных мероприятиях разного уровня.

    Задача воспитателя в области развития речи детей – помочь им в освоении разговорной речи, упражнять детей в правильном использовании освоенных грамматических форм. Учить детей этому следует на лучших образцах родного языка. Речи следует учить, прежде всего, путем примера. Слышит ребенок речь правильную и невольно воспринимает её.

              От культуры речи воспитателя зависит культура речи детей. Помня об этом, воспитатель должен считать своим профессиональным долгом непрерывное совершенствование своей речи, чтобы основательно знать родной язык детей, которых он воспитывает.