Воскресенье, 07.03.2021, 19:18
MБДОУ "Детский сад №40 "Калинка"

 РАОП

Меню сайта
Поиск
Вход на сайт
Календарь
«  Март 2021  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Архив записей
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz
  • Педагогическая практика "Галерея игр экономической направленности в формировании финансовой грамотности дошкольников"

    МАТЕРИАЛЫ ПРАКТИКИ:

    Памятка для детей и родителей "Как сэкономить деньги в семье"

    Викторина "Мама, папа, я - современная семья"

    "Играем с детьми в экономику". Мастер класс для педагогов

    Перспективное планирование

    Игры по экономики руками педагогов ДОУ

    Сюжетно-ролевая игра "Супермаркет" (видео)

    "Играем в экономику" (видео с участием детей подготовительной к школе группы)

    Статья "Формирование основ финансовой грамотности как залог успешной социализации детей дошкольного возраста"

    Положение о конкурсе дидактических игр по экономическому воспитанию "Играем в экономику"

     

    ГАЛЕРЕЯ ИГРЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

    Белошапкина Светлана Викторовна., старший воспитатель

    Яворская Елена Михайловна, воспитатель

    МБДОУ «Детский сад №40 «Калинка»

    Осуществление масштабной экономической реформы, современные  рыночные отношения означают для российского общества движение к новому типу личности, способной успешно жить и трудиться в современных условиях. Нашему обществу необходим человек, который бы смело мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение,  человек инициативный, самостоятельный, успешно реализующий свои способности в свободной экономической деятельности, финансово грамотный.  

    Проблема экономического воспитания на данный момент стала наиболее актуальной. Родители жалуются, что дети не знают цену деньгам, не берегут вещи, игрушки, требуют дорогие подарки и тому подобное.   Стало актуальным содействие формированию первичных социальных компетенций воспитанников в сфере личных и семейных финансов.

    Дети уже с  дошкольного возраста соприкасаются с социальной действительностью, бытом, и чем чаще это происходит, тем больше у них возникает вопросов. Малышей интересует буквально всё: почему, когда мама идёт получать зарплату, берёт с собой какую-то пластиковую карточку, почему по телевизору так много рекламы, зачем она нужна, почему друг едет с мамой на море, а мы не можем поехать? Тысячи «почему», которые очень заинтересовали нас, педагогов.

    Как показывает практика, социально-экономическая жизнь интересует детей не меньше, чем нас.  В ней масса интересного, увлекательного, непонятного, и это ещё больше привлекает и интригует 5-6 летнего ребёнка. Кстати, именно с этого возраста и рекомендуется постепенно вводить ребёнка в мир экономики. К такому мнению пришли специалисты после очередных дискуссий.

              По достижении пятилетнего возраста действия дошкольника постепенно становятся осознанными. Он начинает воспринимать особенности окружающей финансовой сферы, с любопытством наблюдает за действиями купли-продажи, начинает чувствовать, как родители относятся к деньгам. Совершая действия, он может ставить себя на место другого, учитывая не только своё, но и чужое мнение. Уровень психологического развития позволяет ему осознать понятие выгоды (особенно личной). Дошкольник способен отличить успех от неудачи, схитрить, выгадать и даже обмануть. Это сигнал к возникновению особой формы экономического мышления, требующей внимания со стороны взрослых, а иногда и коррекции. В этом подтверждение того, что проблема экономического воспитания находится в тесной взаимозависимости и взаимосвязи с нравственным воспитанием и развитием личности ребёнка. И чем меньше возраст, тем она теснее.

    Воспитать дошкольника социально-адаптированной личностью, умеющей ценить результаты труда взрослых, особенно близких ему людей, непосредственно проявляющих заботу о нём, ценить блага детства и быть разумным потребителем этих благ, не просто. Много усилий потребуется для этого не только в условиях общественного, но и семейного воспитания, от всех воспитывающих ребёнка взрослых. Но в этом то и состоит цель экономического воспитания дошкольника. Именно такую цель мы ставим перед собой, формируя у детей финансовую грамотность, развивая экономическое мышление.

    Экономическая жизнь общества многогранна, ошибочно ставить задачу охватить все её стороны, в детском саду мы  рассматриваем лишь те аспекты, которые затрагивают жизненный опыт ребёнка старшего дошкольного возраста. 

    Личный нравственный, а тем более экономический опыт детей ограничен, поэтому перед нами задача - создать такие воспитывающие ситуации, которые способствовали бы обогащению нравственно-экономического опыта дошкольников, формированию нравственно-экономических привычек. Что мы и делаем.

    Так как с ребёнком необходимо говорить на языке ему понятном, даже о таком сложном явлении, как экономика, для реализации целей и задач экономического воспитания используем  всевозможные игры. Ребёнок в детский сад приходи в первую очередь играть.

                Всё чаще дети в своих играх пользуются экономическими понятиями: покупают, продают, получают деньги. Эти ситуации условные, «понарошку», но в них дети закрепляют и уточняют многие житейские мудрости, проигрывают роли членов семьи. Современная жизнь диктует детям современные игры. Постепенно затухает сюжетно-ролевая игра в «Дом», «Магазин», но если это не просто «Магазин», а «Супермаркет», не просто «Парикмахерская», а «Салон красоты», интерес детей оживает с удвоенной силой. Глаза детей загораются огоньком  не только любопытства, но и азарта. Зачастую современные игры детей требуют смекалки, находчивости, принятия нестандартных решений. Все эти качества ребёнок развивает, играя в экономические и коммерческие игры.  Ведь в коммерческой игре выигрыш в большей степени зависит от  умения игрока и в меньшей степени от случая. А для этого нужны сами игры.

    Несмотря на видоизменения, сюжетно-ролевая игра остаётся одной из любимых игр детей. Дети, играя в такие новые профессии, как бизнесмен, рекламодатель, банкир, постигают смыл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике. Узнают, что одни профессии престижнее других и, следовательно, заработная плата различна. Т.е. дети, знакомятся с факторами (труд, образование, характер труда и престижность определённых профессий), влияющими на разделение людей на богатых и бедных. В играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли – продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Дошколята оперируют понятиями:  покупать-продавать, выгодно – невыгодно,  дороже – дешевле, больше – меньше, выиграл – проиграл и др.

    При этом не забываем формировать нравственные качества, понятия: бережливый, экономный, справедливый и др. Учить правилам честной игры, умению проигрывать, не обижаясь на партнёра, делиться с партнёром, поздравлять партнёра с успехом.

    Если с сюжетно-ролевой игрой дело обстоит проще, дети, с удовольствием играя в «Банк» и другие игры, зачастую самостоятельно изготавливают атрибуты для игры, придумывают сюжетную линию, то с настольными дидактическими играми дело обстоит сложнее.

    На прилавках магазинов появилось очень много коммерческих игр, но, к сожалению, практически все они рассчитаны на возраст детей, начиная с 8-9 лет. Перед нами встала задача, создать игры для детей старшего дошкольного возраста. Было разработано четырнадцать дидактических игр, нацеленных на формирование у детей различных экономических представлений: о семейном бюджете, о деньгах, о производстве товара, о выгодной купле-продаже, о качественном и бракованном товаре, о выгодном, но честном обмене  и многих других: «Муха-Цокотуха», «Семейный бюджет», «Маршруты товаров» и другие. Все игры «выпускаются» под логотипом детского сада. Кроме этого в процессе игр у детей развивается множество различных, полезных и необходимых в будущем качеств, таких как: бережливость, уважение к труду других людей, честность, смекалка, адекватное восприятие успеха и неуспеха, как своего, так и товарища по игре, чувство справедливости  и многие другие. Дети с удовольствием играют в эти игры, развивая при этом логику и нестандартность мышления.

    Нами были разработаны сценарные планы непосредственно – образовательной деятельности, в которых дети знакомились со сложным миром экономики и финансов. К примеру, была организована русская ярмарка с настоящим угощением: леденцами, пряниками, на которой дети могли купить себе подарок по душе, выполнив определённое задание. Знакомясь с рекламой и её видами, мы с детьми организовали мини-спектакль о Мухе бизнес – леди, открывшей своё собственное кафе. В спектакле были задействованы все дети.

                Ребёнка старшего дошкольного возраста необходимо знакомить с миром экономики как с одной из неотъемлемых сторон социальной жизни. Экономическое воспитание, экономические и коммерческие игры  значительно обогащают социально-коммуникативное и познавательное развитие старших дошкольников, способствуют их нравственному развитию.

    Если систематически заниматься с ребёнком экономическим воспитанием, формируя у него финансовую  грамотность, по прошествии двух лет ребёнок будет соответствовать целевым ориентирам, прописанным в методических рекомендациях Министерства образования Красноярского края. А это первый шаг к формированию новой, социально-адаптированной, креативно - мыслящей личности, в которой так нуждается современное общество.

    Данный опыт работы презентовался на городском методическом объединении, получил положительную оценку коллег, вызвав интерес.

    Раннее материал публиковался в журналах «Дошкольная педагогика», «Дошкольное воспитание».